Независимая инвентаризация
Инвентаризация – это проверка состояния хозяйственных активов компании путем сопоставления фактических остатков с показателями бухучета. Необходимость проведения инвентаризации определяется либо законодательством (обязательная инвентаризация), либо инициативой руководства компании (добровольная инвентаризация). В обеих случаях учет имущества можно произвести самостоятельно либо передать данную процедуру на аутсорсинг сторонней компании, то есть, провести независимую инвентаризацию.
Виды инвентаризаций
1. Сплошная инвентаризация остатков ТМЦ - это полный пересчет остатков ТМЦ на объекте.
2. Выборочная инвентаризация остатков ТМЦ – это пересчет нескольких групп товаров, которые относятся к группе риска и пользуются спросом.
3. Инвентаризация основных средств.
Независимая инвентаризация – это возможность выявить реальное положение дел на предприятии. Наиболее эффективна такая процедура будет для мелких и средних предприятий, так или иначе связанных с торговлей или поставками товара. Проведение независимого аудита позволит вовремя заметить ошибки в работе сотрудников или целых отделов фирмы, а также исключить случаи воровства и подделки документов. Также вы сможете спокойно продолжать производственный процесс, а, значит, не потеряете свои деньги из-за вынужденного простоя. Результаты инвентаризации будут доступны в максимально короткие сроки.
Инвентаризация проводится обязательно в следующих случаях:
- → при составлении бухгалтерской отчетности
- → если меняются собственники (при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, покупке)
- → смене материально- ответственных лиц
- → при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей
- → в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями
- → при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
- → в других случаях, предусмотренных законодательством РФ
Независимая инвентаризация, то есть, инвентаризация, проведенная силами сторонних специалистов, не имеющих непосредственного отношения к компании, в которой проводится аудит, имеет ряд существенных преимуществ.
! Максимальная объективность показателей. Независимый аудит подразумевает отсутствие личной заинтересованности специалистов в результатах инвентаризации, что, в свою очередь, помогает показать реальное положение дел на предприятии.
! Экономия ресурсов. Заказывая инвентаризацию в специализированной компании, вы можете избежать временных и финансовых затрат на аудит, так как отпадает необходимость дополнительно нагружать собственных сотрудников.
! Более высокое качество оценки. Далеко не каждая фирма имеет в своем штате сотрудников, которые обладают достаточной квалификацией для проведения экспертной оценки хозяйственных активов. Обращаясь к сторонним специалистам, вы можете быть уверены в качестве проведенной инвентаризации.
! Исключение случаев подделки документов. Статистика показывает, что в случаях воровства на предприятии чаще всего виноваты сами сотрудники, при этом они не только наносят имущественный ущерб, но также подделывают документы, чтобы скрыть случаи воровства. Отчет о независимой инвентаризации подписывается экспертами и передается непосредственно в руки руководителя, что исключает возможность его подделки другими сотрудниками фирмы.
Этапы проведения инвентаризации:
1. Подготовительный этап. Он включает в себя:
1.1 определение даты проведения и перечня объектов инвентаризуемого имущества;
1.2. подготовку приказа о проведении инвентаризации и вручение его членам инвентаризационной комиссии;
1.3. получение расписок от материально ответственных лиц и пр.
2. На втором этапе происходит взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.
3. Третий этап - сопоставление данных инвентаризационных описей с учетными данными, подготовленными бухгалтерией на основании первичных учетных документов. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
4. На четвертом этапе оформляются результаты инвентаризации, учетные данные приводятся в соответствие с результатами инвентаризации.
Инвентаризацию проводят в соответствии с целями и задачами организации в установленные сроки с подготовкой соответствующих документов (отчета), отражающих реальное состояние инвентаризируемых активов и обязательств с предоставлением:
→ подробного отчета для руководства с указанием сумм, выявленных излишков и недостач,
→ инвентаризационных описей;
→ сличительных ведомостей;
→ рекомендаций по совершенствованию системы контроля за имуществом и системы учета активов и обязательств, для минимизации финансовых рисков.
Оформление документов по инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства РФ, позволяет компании после проведения инвентаризации взыскать суммы недостач с виновных материально-ответственных лиц.
Стоимость инвентаризации для каждого объекта рассчитывается индивидуально и зависит от таких факторов:- → Тип ТМЦ;
- → Количество товара;
- → Маркировка ТМЦ (штрихкод, артикул, наименование);
- → Условия хранения товара;
- → Особенности технологии пересчета.